GLAV   NEWS SHOP sponsorship contacts

photo video PODGOTOVKAVNED forum registration

puteshestvija

Экспедиция "Чарские пески 2015…

27-11-2015 Просмотров:684 ПУТЕШЕСТВИЯ administrator - avatar administrator

Экспедиция "Чарские пески 2015"

«Экспедиция – это когда люди идут друг за другом» Винни Пух. Впервые я узнал о Чарской пустыне...

Подробнее

Путешествие по Каспию на байдарке

08-11-2015 Просмотров:472 ПУТЕШЕСТВИЯ administrator - avatar administrator

Путешествие по Каспию на байдарке

Доброго времени суток! Наконец решил написать отчет о нашем безумном путешествии на каяке вдоль береговой...

Подробнее

«Экспедиция – это когда люди идут друг за другом»

Винни Пух.

Впервые я узнал о Чарской пустыне три года назад от своего коллеги Ильи Новикова, который в 90-х годах прошёл пешком от Москвы до Комсомольска на Амуре. Тогда его маршрут пролёг в 10 км в стороне от Чарских Песков, о чём он все эти годы сильно сожалел. Именно Илья очаровал меня Чарой.

Чарские Пески – 20151027 chara 083

Три года назад, агентство Авторазум, которое я имею честь возглавлять, готовило предложение для JaguarLandRoverRussia по организации серии экспедиций  «DiscoverRussia» (Открывая Россию), эта программа была рассчитана на один сезон для маркетинговой поддержки модели LandRoverDiscovery. Тогда никто и предположить не мог, на сколько большой резонанс будут иметь эти экспедиции.

Прошло уже 15 экспедиций, мы планируем уже 4-й сезон, но тогда в конце 2012 года было абсолютно не понятно куда ехать? Как ехать? Что делать?

Чара присутствовала в «шорт листе» все эти годы, но ввиду труднодосигаемости  для участников экспедиции (автомобильных журналистов), логистической сложности доставки автомобилей, сезонной невозможности проезда в саму пустыню (летом не проехать из-за болота, зимой запредельные минусовые температуры), Чара, ни разу не попадала в «номинацию».

И только после того , как «DiscoverRussia» открыл Камчатку, Сахалин, Тыву и Алтай, мы отважились на Чару.

Для начала было необходимо решить; Как туда попадут автомобили? Для того, чтобы ответить на это вопрос, в июле 2015 мы организовали разведывательную поездку на двух автомобилях LandRoverDiscovery  по маршруту Иркутск – Северобайкальск – Чара – Тында – Якутск  - Магадан. Этой разведкой мы «убивали двух зайцев» - Августовскую экспедицию на Калыму и октябрьскую экспедицию на БАМ. Тот кто хоть немного знаком с географией или родился в 60-х, 70-х годах прошлого века, знает что такое БАМ (Байкало Амурская Магистраль) и представляет где и КАК проходит это железная дорога, которую в Советские времена называли стройкой ХХ века. Именно (и только) вдоль неё нам и пришлось продираться.20151027 chara 084

Единственным способом определиться с маршрутом предстоящей экспедиции, было проехать оба возможных направления маршрута Северобайкалск – Чара и Тында Чара. Мы сделали и то и другое, не смотря на объективную невозможность проезда от Северобайкалска до Тынды, ввиду отсутствия авто моста, паромной переправы, брода через реку Олёкма. Именно это обстоятельство поставило нас перед фактом единственно возможного маршрута: Чара – Северобайкалск. Решающим фактором стало то, что в обоих этих поселениях был аэропорт, куда, на перекладных, на страшных и старых АН-24, но можно было долететь либо из Читы, либо из Улан Удэ.

Всё сложилось; ключевыми «достопримечательностями» этой экспедиции должны были стать:

    1. Чарская пустыня
    2. Переправа через реку Куанда
    3. Преодоление полуразрушенного моста через реку Витим (Угрюм река)
    4. Северо-Муйскуй перевал.
    5. Посещение самой северной точки озера Байкал.

Но, одно дело тёплый, полноводный Июль, другое дело морозный, Сибирский. Октябрь. Всё случилось, но случилось не так, или не совсем так, как мы это планировали.

Человек предполагает, а Бог располагает.

   Нам было критично определится, с точностью до недели, со сроками проведения этой экспедиции. Дело в том, что, чтобы попасть на автомобиле в Чарскую пустыню, необходимо сначала преодолеть в брод реку Чара, затем пересечь 3-х километровый участок по болоту. Нам было важно, чтобы болото уже замёрзло и стало проезжабельным, а река ещё не встала. Конечно можно было бы спокойно подождать ещё пару недель и спокойно переехать и то и другое по прочному но льду, но в брод, совсем другое дело: «Во первых это красиво…», во вторых, 70 сантиметровая глубина преодоления водной преграды, одно из уникальных конкурентных преимуществ у LandRoverDiscovery. Мы почти угадали. 20151027 chara 113Не смотря на то, что по берегам образовались достаточно мощные ледяные забереги, которые нам приходилось каждый раз рубить и пилить, чтобы была возможность въехать в реку, по которой уже плавали достаточно большие и толстые льдины. Форсирование водной преграды, несмотря на 15 градусный мороз было очень эффектным. Конечно же, нам, как всегда повезло с погодой (везёт тому, кто везёт).

   В начале дня казалось, что день будет пасмурным и участникам экспедиции не удастся увидеть всей прелести Чарской пустыни, расположившейся у самой границы Кадарского хребта, но ко второй половине дня, как раз к окончанию автомобильного ориентирования «по выбору», тучи разорвались и над песчаной пустыней водрузился грандиозный, заснеженный Кадар – зрелище абсолютно инопланетное. Нигде на Земле, ни когда ранее, я не встречал ни чего подобного.В пустыне, для участников экспедиции мы организовали адреналино выжимательную активность – Автомобильное ориентирование «по выбору». Разбросав в пустыне на площади в 200 кв/км 16 КП (контрольных пунктов), мы предложили им собрать их в любой последовательности, при этом уложившись в контрольное время 4 часа. 4 часа – безудержного, бесшабашного, на грани фола драйва по пустыне!!! От такой инъекции адреналина, без исключения все журналисты пришли в детский восторг. Смёрзшийся песок прощал большинство ошибок работы с педалью газа и выбором траекторий. 6 цилиндровый, V-образный, 3-х литровый, 249-сильный дизельный движок, давал возможность вытворять почти ВСЁ. Режим «песок» в фирменной Лэнд Роверовской системе «TerrainResponse» ещё больше разрешал хулиганить. Ну самые безумцы отключали DSC (DynamicStabilityControl), взрывая колёсами песок, наслаждаясь единением с автомобилем, в разно вариантных сносах, заносах и юзах.


20151027 chara 114    В июле, во время разведки, мы не смогли своим ходом преодолеть реку Куанда, так как уровень воды в ней более чем в два раза был выше максимально рекомендованной глубины преодоления водной преграды (70 см), поэтому тогда нам пришлось ставить машины в кузов Урала и перевозить их через реку как «груз». Подъезжая сейчас, в октябре к Куанде, мы боялись, что эпопея с переправой через реку 8-ми экспедиционных автомобилей может занять у нас весь остаток светового дня. Но уже почти наступившая в Сибири зима «съела» воду, уровень которой упал до неприличия, т.е. до того, что из захватывающего аттракциона на грани возможностей автомобиля с использованием навыков «высшего пилотажа» внедорожного вождения, превратилось в банальное пересечение ещё одной речки, ну чуть шире, чем десяток предыдущих и два десятка последующих.

   Зато мост Через реку Витим оправдал все ожидания и страхи. Даже не знаю, кому было страшнее через него ехать, мне, делавшему это во второй раз и уже испытавшим этот холод в животе, дрожание коленей и рук, и недоверие самому себе (а вдруг, я сделаю то, что делать нельзя: нажму на газ, ведь так хочется закончить это побыстрее, или крутану рулём, что делать категорически нельзя, а ведь «запретный плод так сладок») или журналистам, которые, не смотря на все рассказы страшилки и моральную подготовку к ЭТОМУ, не могли в полной мере этого понять, не испытав лично.

   На высоте около 25 метров над ледяным, но ещё вставшим намертво, Витимом, на казавшихся прочными, но поставленными в 70-х годах прошлого века опорах, лежали металлические фермы, образовывая пролёты моста, поверх которых, непонятно каким образом прикреплённые, лежали кустарным образом настланные железнодорожные шпалы, некоторые из них были полусгнившими. Многие шпалы были сдвинуты и образовывали ямы, из которых попавшее туда, наше, 19 дюймовое колесо могло бы выбраться только задействовав все внедорожные характеристики LandRoverDiscovery, включая систему TractionControl, которая активируется только при оборотах двигателя под 2000 оборотов.   По слухам, мост через Витим был временным, техническим ж/д мостом при строительстве БАМа. После того, как был построен основной мост, по одной версии железнодорожники, по другой версии местные жители, сожгли его, то ли из-за нежелания нести ответственность за его эксплуатацию, то ли из корыстных побуждений, то ли по глупости, то ли по пьяни. Потом, говорят, его ещё какое-то количество раз Мост восстанавливали и сжигали, в результате к осени 2015 года, к моменту прибытия к нему нашей экспедиции, мост представлял из себя жалкое зрелище как архитектурный объект и ужасающие, как единственная возможность для нас перебраться на другую сторону реки.20151028 chara 152

Ужасали не только и не столько дыры между шпалами, сколько ширина моста, которая была ни миллиметром больше чем ширина шпал, т.е. чуть более ширины колеи самого автомобиля. При этом ни какого барьера, перил, бордюра, ограждения.

По сути – это банальное упражнение для водителей новичков – проезд по эстакаде. Только эстакада эта на высоте 25 метров, длинной в 565 метров, колеи с дырками и скользкие от снега и мороза. А ветер такой силы, что раскачивает не только машину, но кажется и сам мост.

За 30 минут преодоления моста и себя, я несколько раз мысленно поблагодарил конструкторов LandRover за то, что они придумали и внедрили систему TerrainResponseс её гениальным в данных условиях режимом «камни, малый ход», которая по сути явилась нашим «ангелом хранителем» спасая наши жизни в этом рисковом преодолении. Дело в том, что этот режим, который, кстати, включается только не пониженном ряде передач, позволял трогаться и двигаться, работая только педалью тормоза и делать всё это крайне плавно и медленно, что в этих условиях было жизненно необходимо. Ну а если одно из колёс застревало между шпал, то система, уменьшая чувствительность педали акселератора, удлиняя её ход, позволяла очень точно добавлять ровно столько газа, сколько было необходимо для того, чтобы выбраться из ямы и ни мм/ч больше. Именно на этом мосту я пропитался глубиной одного из принципов внедорожной философии от LandRover – «Asslowly - aspossibly. Asfaster - asnecessary» (На столько медленно – на сколько возможно. На столько быстро – на сколько необходимо.)20151028 chara 158

   При строительстве БАМа одним из самых серьёзных препятствий для строителей оказался Северо-Муйский хребет, высотой до 2,5 км, который «перерубал», проектируемую магистраль в её западной трети. Учитывая непростое, неоднородное геологическое устройство этого хребта, учёные и геологи долго ломали голову, чтобы предложить самое оптимальное решение прокладки ж/д полотна. Одним из решений, которое всерьез рассматривалось, было пробить хребет для строительства ж/д «чистым ядерным взрывом». Это предложение показалось слишком смелым и решили пойти более консервативным путём – построить тоннель. Хотя и туннель оказался революционным…

   Северо-Муйский тоннель, длинной 15343 – является самым длинным ж/д тоннелем в России, строительство которого велось 26! лет, при строительстве которого, проходчики столкнулись с огромным количеством ранее неизвестных проблем, таких как: тектонические разломы, шириной до 900 метров, с притоком горячей термальной воды давлением до 34 атмосфер!, выход радиоактивного газа родона, плывуны в гранитах и др. Всё это приводило к большим и малым авариям, в результате которых погибли 57 человек. Но, не смотря на все трудности, 5 декабря 2003 года тоннель был введён в эксплуатацию.

   Для того, чтобы БАМ мог функционировать во время строительства тоннеля, было построено не менее грандиозное сооружение Северо-Муйский обход. Это такие «американские горки» состоящие из огромных ж/д эстакад и тоннелей, длинной 64 км, с огромным количеством поворотов и петель. Именно по этому «обходу» с 1983 по 2003 год осуществлялось всё движение поездов через Северо-Муйский хребет. И даже в настоящее время обход поддерживается в рабочем состоянии, как резервный и по нему 4 раза в сутки проходят поезда.20151029 chara 208

   Вдоль этого обхода, по перевалу, который занесло метровыми сугробами снега и пролегал наш путь. И как раз здесь, наш гид – Гулевич Виктор Павлович (Палыч) очень много и подробно рассказывал нам о снежных лавинах и случаях схода снежных лавин на различных участках БАМа. Дело в том, что Палыч один из немногих (немногих выживших (и может быть поэтому)), один из лучших специалистов в России по лавинам, которое много времени потратил на изучение лавин и организации противолавинной безопасности на БАМе. Слушая все эти безусловно правдивые рассказы из жизни лавинщика, мы как то приутихли и были очень счастливы, хотя и не показывали вида, когда наконец-то спустились с этого очень красивого, но «слегка» проклятого Северо-Муйского перевала.

   Наградой за терпение разбитых дорог и финалом нашего трёхдневного автомобильного приключения стал Байкал, который как огромная батарейка растопил все снега на своих берегах, подняв температуру воздуха до плюсовой, таким образом, что мы опять вернулись в осень.

Я раз десять был на Байкале, но всё больше в его «туристической» части, на юге – Листвянка, Слюдянка.20151030 chara 232

Совру, если скажу, что на севере он принципиально другой, но безусловно здесь, в Сееробайкальске есть какое-то, еле уловимое северное таинство (кто был на севере или высоко в горах, понимает о чём я). А может нам это только показалось, или нам очень хотелось, чтобы нам это казалось, потому, что Чара, Кадар, Витим, Байкал по прежнему будоражат умы путешественников, людей которым не сидится дома, которые идут друг за другом, в ранее не хоженые ими места.

Хотя зачем…? Ведь песок, вода, снег и закаты и восходы, по большому счёту, везде одинаковые.

 

 

 

Автор: Алексей Симакин

Фото: Сергей Доля

            

Доброго времени суток! Наконец решил написать отчет о нашем безумном путешествии на каяке вдоль береговой линии Каспийского моря.

 Сама идея такого путешествия зародилась у меня в голове очень давно, примерно еще в 12-13 году, но тогда у меня не было ни байдарки, ни каяка. В 12 году я поехал на корабле (по р аботе) на морскую буровую платформу, находящуюся в северном Каспии, стоя на палубе, я рассматривал местность и все ждал, когда же мы из канала выйдем в открытое море. Дело в том, что как 111такового берега моря в Астраханской области нет. Есть только нескончаемые камыши, высотой по 5-6 метров, и бесчисленные каналы, и протоки, впадающие в море. Вот тогда мне и пришла в голову мысль попробовать пройти в море на веслах. По приезду домой эту бредовую идею я закинул в долгий ящик, тем более, что моя жена была в положении и мы ждали рождения сына. Как-то в конце лета 2014 года я случайно наткнулся в интернете на объявление о продаже 2-х местного туристического каяка WILDERNESSSYSTEMSPALMICO у нас в городе, созвонился с продавцом, и через два часа я стал счастливым обладателем плавсредства, за подозрительно малую цену. Лодка была в очень хорошем состоянии, да и продавец мне сказал, что ходил на ней всего раз 5 в походы прогулочного типа. Ну тут, как говорится сам случай подтолкнул меня осуществить давнюю мечту о Каспийском походе.

    В августе 2015 года, когда с работой стало полегче и появилось немного свободного времени, я начал подготовку к походу. Изучил спутниковые снимки дельты Волги и северную часть Каспия, оказалось, что выход в море с северо-восточной части очень проблематичен из-за пограничной зоны с республикой Казахстан, по средней части дельты идти очень сложно, плюс там проходят основные судоходные маршруты, и я решил, что нужно идти по северо-западной стороне, тем более, что для прохождения в республику Калмыкия погранпропусков и разрешений не требуется. Посоветовавшись со своим другом Жекой, мы решили идти по самой крайней от «большой земли» протоке, от села Вышка (в Астраханской обл.) до поселка Лагань (в республике Калмыкия). Наметили маршрут, дату выезда, составили список необходимого снаряжения и продуктов, и тут понеслось…… Начались проблемы с доставкой лодки до места старта и последующей эвакуацией с места финиша. Место старта находится от города в 170 км, плыть туда своим ходом, у нас не было времени, и мы решили подрядить на доставку к старту нашего общего друга, Диму Тёплого, тем более, что багажник на крыше машины способный выдержать вес нашего каяка (30кг) был только у него. На мероприятие по эвакуации с финиша мы уговорили другого нашего друга Каманина Ивана, в его распоряжении была бортовая газель. Вечер перед началом похода начался с того, что я позвонил Диману, который должен был отвезти нас с Жекой и лодкой до места старта, а оказалось, что он перепутал даты и думал, что мы стартуем через день, и вовсю тусил на банкете. Всё, трындец!!!! Поход срывается, я так думал ровно двадцать минут.  Димон- красавчик, он как настоящий джентльмен, выполнил свое обещание. Он созвонился со своим другом, который был вписан в страховку машины, и в три часа ночи мы уже загружали на крышу грандвитары свой каяк. На половине пути к селу Вышка нас накрыл жутчайший туман. Кроме капота машины,222 впереди не было видно ничего. Двигались мы со скоростью 10-15 км/ч, буквально наощупь.  Примерно минут через сорок вышло солнце, туман рассеялся, и мы помчались Вышке. Село Вышка называется так, потому что во времена Петра 1, там построили маяк, и вроде даже до этого села доходило море, но видимо из-за регрессии море сильно отступило на юг. В самом селе мы выехали на берег протоки, которая выходит в канал, и сгрузили наш каяк и снарягу. Спустили каяк на воду, распределили в нем наше снаряжение, уселись, взяли весла и двинулись в путь. Это был крайний раз, когда мы стояли на нормальной суше. Изначально, мы с Жекой предполагали, что стартуем в 6:00 утра, и за световой день успеем доплыть до поселка Лагань, там заночуем и утром нас заберет газель. По расстоянию этот маршрут должен был составить 65-67км, и при средней скорости 8 км/ч, мы должны были грести восемь с половиной часов. Рассчитывали же мы дойти до финиша, за 12 часов. В это время мы заложили привалы и перекус, но на деле оказалось все иначе. Перед походом, я расспрашивал туристов, и искал информацию в интернете, но оказалось, что с этой стороны в Каспий никто не ходил на веслах, да и на моторных лодках, 666как выяснилось позже, там тоже никто не плавал. Нас ждала полная неизвестность, и импровизация, так как кроме спутниковых снимков, информации о данном районе у нас не было. Начало похода было многообещающим, шли мы очень бодро, вода была гладкая, канал широкий, и стоял полный штиль. Но продолжалось это не долго…. Солнце поднялось выше, и началась адская жара (+40), но нас этим не напугать, мы то закаленные Астраханцы. С этого момента начались наши основные приключения. Наш GARMIN показывал только векторные карты, спутниковых в нем не оказалось, и это нас немного подвело, потому что снимки на GOOGLEEARTH, которые мы изучали перед походом, были сделаны   в 2010 году, а на дворе уже 2015, и они не соответствовали действительности, дельта за эти пять лет сильно изменилась и обмелела, выход из канала на раскаты на GOOGLE снимках был шириной с километр, а на деле же оказался шириной всего 100 метров, многих островов в виде камышовых колок на них вообще е не было, а Лаганский канал и вовсе зарос «бамбуковым лесом». Но отступать было поздно, да и не хотелось. Мы вышли на раскаты через этот узкий стометровый проход, и не поверили своим глазам. До самого горизонта виднелись верхние плавники и спины огромных рыб, зрелище напоминало кормежку касаток. Последние 5 лет рыбаки говорили, что рыбы стало мало, и она скоро вовсе исчезнет, но то что мы увидели мы запомнили на всю жизнь. По мелководью (глубина 1-1.5 м), 777в абсолютно прозрачной воде ходили стаи рыб размером с телеграфный столб, плескались как киты и расплывались в разные стороны от нас, как торпеды. Таких рыб живьем я не видел никогда. Нас как коренных жителей Астрахани, трудно удивить размерами сазана, но это были не сазаны, а какие-то подводные лодки типа «МАЛЮТКА». По началу мы их пугались. Эти монстры врезались в наш каяк, и я даже думал, что они могут нас опрокинуть, чуть позже (примерно через час), мы стали к ним привыкать, и они похоже к нам тоже. Но тут опять не задача, мы вышли на абсолютное мелководье (0,5 м),333 в некоторых местах, даже чиркали дном лодки. Так как осадка гружёного каяка составляла 30 см на такой глубине мы еще могли продвигаться, но дальше-хуже, мы вовсе сели на мель и приняли решение отойти подальше от камышовой стены, но и там оказалось не глубже. После небольшого перекуса на борту лодки, мы спешились, и пошлина своих 2-х а лодку тянули на веревке как бурлаки. Так мы прошли примерно километров пять. Рыб, мы практически пинали ногами, они даже перестали нас бояться, отплывали метра на 2 и останавливались, а иногда даже врезались нам в ноги. Дно было песчаное и покрытое мелкой ракушкой, мусора   как в городских водоемах на нем не было, и идти было приятно, только скорость нашего движения снизилась до 4-5 км/ч. Идти пешком было труднее, чем плыть. Иногда глубина увеличивалась, мы садились в лодку и гребли что есть мочи до следующей мели. За все время похода пешком мы протащили каяк километров двадцать. После обеда мы вышли на большой открытый участок шириной 7 км, и нам предстояло его пересечь, но тут налетел сильный ветер и поднялся самый настоящий шторм. Волны высотой доходили до 0,5 м, а иногда и да 1 м. Наш каяк захлестывало водой несмотря на наличие юбки. Преодолев этот открытый участок и дойдя до стены камыша, мы немного успокоились, ведь   мы приблизились ко входу в Лаганский канал, но и тут нас ждал неприятный сюрприз. На снимках из космоса 5 летней давности там четко виднелся вход, в реальности же это была непроходимая стена из камышей, неизвестно какой ширины. Мы решили идти вдоль неё на юго-восток, в надежде найти этот заветный вход в канал.  Так мы двигались, то пешком, то вплавь до самого вечера. Так как уже начало темнеть, и мы с Жекой сильно устали, проведя на воде 12 часов, то было совместно принято решение искать место для ночевки. А суши то здесь нет, нет вообще! Но нам невиданно повезло, и мы нашли участок суши 4Х2 метра среди камыша. Припарковали лодку и начали устанавливать палатку. Промокли мы с Женьком насквозь, каяк из-за волн на половину был полон воды, все вещи промокли, кроме еды и хорошо упакованной в целлофан палатки. Мы даже нашли бревно, очевидно принесенное сюда течением, разобрали его охотничьим ножом в последствии сломанным об это же бревно и разожгли костер. Костер, мать его за ногу, посреди моря. У костра принялись сушить вещи и готовить на горелке ужин. Тем временем мелкие неприятности продолжали портить нам настроение. Все это время пока мы расслаблено ужинали и сушили вещи, с моря дул сильный ветер и вода начала стремительно прибывать на наш и без того ничтожно малый кусочек суши, наша палатка оказалась в воде. Мы с Женьком судорожно начли рубить камыш, чтоб хоть как-то поднять над прибывающей водой наш походный дом. Уж очень нам не хотелось спать сидя в лодке. Мы построили площадку из камыша и перенесли на нее наше жилище.  В течении всей ночи мы по очереди проверяли, не подобралась ли к нам вода. Ночью ветер стих и над водой образовался наигустейший туман. Утром выйдя из палатки, мы увидели, что вода отступила и нам открылся потрясающий вид на абсолютную невидимость. Густая белая пелена висела над морем, и даже лучи восходящего солнца практически не пробивались сквозь нее. Позавтракав, мы решили попробовать прорваться на другую сторону этих камышей и посмотреть, что там. Идти на веслах на юго-восток вдоль этих камышей не известно сколько км не было никакого желания, нам поскорее хотелось попасть в Лаганьский канал и поплыть в сторону цивилизации. Тем более, что наш навигатор показывал, что мы уже находимся в канале. Мы начали прокладывать в камыше просеку. Ломался и гнулся он нехотя, как бамбук, иногда казалось, что его высота достигала 10 м, точно её определить не удавалось, так как до земли ногами мы не доставали, шли прям по сломанному камышу, как по подстилке. дойдя до противоположного края бамбукового леса, мы увидели воду. Ура! Но другой стены камышей, как это обычно бывает в каналах мы не увидели, и немного растерялись. Где же этот долбанный канал, вместе с Жекой подумал я, но решили все же перетащить каяк с грузом на эту сторону и двинуться на северо-запад. Так мы и поступили. Тащить груженую лодку 200 метров по непроходимому камышу оказалось не так-то просто. Выйдя с каяком к воде, мы столкнулись с другой проблемой. Оказалось, что сесть в лодку практически не представлялось возможным, сойдя с подстилки из камыша, в воду, я провалился в черный вонючий ил по самую грудь. Кое-как мы залезли на борт и поплыли. Через час туман начал рассеиваться, но канала так и не было видно, мы просто плыли вдоль этой же камышовой стены, только с другой стороны и в обратном направлении. Лишь попадающиеся на пути рыболовные сети напоминали нам о цивилизации и говорили о том, что здесь бывают люди. Минут через сорок, в тумане, мы услышали звук лодочного мотора и поплыли в его сторону, и о чудо! Мы увидели рыбаков, и обрадовались им как родным.444 Подойдя к ним поближе, стали расспрашивать их, как нам попасть в Лаганьский канал, они объяснили нам как в него войти и ещё покрутили пальцем у виска, узнав, что мы плывем на веслах из Астрахани. Мы успешно проникли в канал и пошли по нему как по шоссе. Часам к 10 утра добрались до погранзаставы. Пограничники были удивлены увидев таких гостей, проплывавших мимо их вышек на байдарке. Они попросили нас причалить и предъявить паспорта. Выйдя на твердый берег, где растут деревья и есть строения, я осознал, что мы уже совсем близки к финишу нашего авантюрного путешествия. Пообщавшись с поганцами, я выяснил, что на байдарках там никто не ходил, и мы типа первые. Распрощавшись с охраной государственной границы, мы двинулись дальше, пройдя еще примерно километров пять, мы прибыли в пункт назначения. Где-то через час за нами приехал Иван на газельке, мы погрузили в кузов каяк и снарягу, и отправились домой, в Астрахань, на перебой рассказывая водителю о наших приключениях.

   555Вот так осуществилась наша мечта. Прошу об отчете не судить строго, ведь это мой первый отчет о водном походе.  До этого я только один раз ходил в водный поход в 1997 году еще в подростковом возрасте.  Мы тогда прошли маршрут по реке «Большая Кокшага», что протекает по территории республики Марий-Эл, и его полностью организовывали взрослые, в мои же задачи входило грести веслом и подкачивать во время привалов спускающие гондолы катамарана.

    P.S. Я надеюсь, что этот отчет когда -нибудь поможет желающим повторить этот подвиг и пройти по нашему маршруту. Тщательнее упаковывайте свои вещи в гермо-мешки, запасайтесь терпением и фототехникой, ведь там есть на что посмотреть, и заранее продумывайте маршрут, доставку, и эвакуацию своих плав средств и снаряжения. На деле то оказалось, что вместо запланированных 65км мы прошли 75. Огромное спасибо нашим друзьям Каманину Ивану и Тёплому Дмитрию за помощь по доставке нас и нашей лодки, и за поддержку наших идей, попахивающих идиотизмом. Всем удачи! С уважением к вам, Максим Иванов и Евгений Дегтерёв.

888